среда, 11 ноября 2009 г.

Ребенок гениален или болен? Родителям виднее…

Часто родители интерпретируют болезненные симптомы, как варианты нормы, или даже признак гениальности ребенка. И может это продолжаться достаточно долго, пока уже действительно не будет поздно, и врачам останется только развести руками.

Вчера прочитала в одном из журналов, освещающих очередной случай домашних родов потрясающую фразу. В вольном пересказе это выглядело так: "наш ребенок родился здоровым и в настоящее время здоров. Считаю, что родителям виднее, болен он или нет, и как только мы увидим, что с ним что-то не так, мы обратимся за помощью". И подумалось мне... "Господи! Сделай так, чтобы родители действительно могли увидеть, что с ребенком "что-то не так" и после этого обратились за помощью. Придумай что-нибудь в этом направлении, ГоспАди... открой им третий глаз, дай им луч в мозг из космоса, столб пламенный пошли или какую купину воспламени... лучше конечно словами на скрижалях, потому, что такие тупые намеки типа горящих кустов и новых дырок во лбу они могут и не понять".

Понятно, что все подобные случаи я рассмотреть не могу, но скажу про то, с чем лично встречалась. Что думают родители, и что это может означать на самом деле.

1. "Наш ребенок такой сильный родился. Только принесли из роддома, а он уже держит голову, когда выкладываешь его на животик. Раз он так быстро развивается, наверное, будет одаренным". То, что ребенок, только что родившись, держит голову, маловероятно. В утробе ему мышцы шеи были не нужны. Большинство детей, рождаясь в головном предлежании, вообще находятся вниз головой, что лишает их даже чисто теоретически необходимости держать голову вертикально. Если же ребенок на 4-ый день после родов держит голову, скорее всего это признак ригидности мышц затылка, указывающий на менингеальный синдром. Если сомневаетесь, можете положить малыша на бочок и увидите, что голова у него останется запрокинута. Менингеальный синдром - признак не будущей гениальности, а раздражения мозговых оболочек. Это бывает при гипертензионно-гидроцефальном синдроме и менингите, а так же при ряде еще менее приятных расстройств, от которых ребенок может стать только "альтернативно одаренным".

2." Сынок такой милый, и знаете, у него даже от пеленок не мочой пахнет, а как-то необычно... как будто конфетами". Когда от пеленок пахнет "как-то необычно" – это признак нарушения обмена веществ, а не того, что ваш ребенок писает амброзией. У детей эти нарушения обмена имеют генетический характер и весьма серьезны в плане прогноза. Большинство из таких расстройств ведут к слабоумию, так как мозг отравляется продуктами метаболизма. Чем раньше расстройство будет диагностировано, тем лучше прогноз. У нас родителей к генетику не загонишь. Все исследования начинаются ближе к году, когда для всех уже становится очевидным, что ребенок сильно отстает в развитии и бывает уже слишком поздно.

3. " Малыш очень умный. Вот играет-играет и вдруг задумается. И взгляд, как будто куда-то вдаль устремлен. И так задумается, что зовешь его, а он не слышит". Такие "раздумья" у детей - признак абсанса, варианта эпилептического припадка. Не леченная эпилепсия у детей приводит к отставанию в развитии вплоть до слабоумия. Тоже важно лечение начать своевременно.

4. "Дочка баловаться любит, воображать. Бывает, глаза закатит и начнет причмокивать. Очень забавно выглядит". Вообще, описание эпилептического припадка. У детей часты припадки атипичные и рудиментарные (неполные), то есть развернутой картины судорог может и не быть, однако, это забавное баловство может затянуться на годы и со временем вызывать уже настоящие развернутые припадки. Однако для лечения время уже будет упущено.

5. " Сын - будущий спортсмен. Тренируется каждый день, хотя ему только 4 года. Может часа 3 кругами бегать по комнате и попробуй его останови, сердится". Это называется "манежный бег". Ребенок может часами монотонно бегать по кругу. Это не тренировка тела, а стереотипия при расстройствах аутистического спектра.

6. "Ребенок у нас практически гений. Может услышать по телевизору список музыкальных исполнителей "топ-20" и тут же повторить. Знает таблицу умножения и вообще вот дай ему текст, он все повторит слово в слово". В определенном смысле такая память - это одаренность, но у маленьких детей она носит характер чисто механического запоминания и бывает характерна для состояний умственной отсталости или опять же для расстройств аутистического спектра. В последнем случае такие способности развиваются в ущерб другим навыкам и адаптации в обществе. Дети нуждаются в длительной педагогической работе с ними. Чем раньше такие занятия с ребенком начнутся, тем лучше прогноз. Соответственно, затягивание обращения к специалисту этот прогноз ухудшает.

7. "Девочка очень умная и одаренная. Знает все про бактерии в свои 5 лет. Ей, конечно, со сверстниками не интересно. Дети в куклы, в песок играют, принцесс рисуют, а ее это все не увлекает. Сидит в сторонке и на песке рисует кишечную палочку". Это моноувлечение не характерной для возраста темой, поглощающее все время ребенка, а так же в сочетании с нарушенной адаптацией - признак ранней шизофрении или заболеваний аутистического спектра. Ребенок, как минимум, нуждается в работе с педагогом и психологом, для адаптации в обществе. Чем раньше такие занятия начнутся, тем более вероятен положительный эффект. При отсутствии своевременного вмешательства дезадаптация нарастает и ребенок выпадает из общества. Чем позже родители на это обращают внимание, тем труднее вернуть ребенка в обычный мир.

Вы знаете, конечно, каждый родитель волен делать, что он считает нужным. Можно верить в "детей индиго", "злых врачей" и т.п. Говорить всем, что ребенок просто чертовски одарен, а вокруг никто этого не понимает. Действительно, ребенок может быть и одарен, но ему надо очень крепко помочь проявить свои способности. Иногда бывает, что человек может умножать четырехзначные числа в уме, но не умеет пользоваться туалетом. Это прекрасно, что рядом с таким человечком любящая мама (папы редко остаются рядом с больным ребенком) и везде его водит. Только мало кто себе задает вопрос, что будет с ним, когда не станет мамы.

И вот это время - детство, когда еще многое можно исправить, бывает потеряно буквально бездарным образом. Особенно жалко бывает, когда снижение интеллекта происходит из-за расстройств метаболизма. То есть надо было всего- то соблюдать диету до определенного возраста, а... не восхищаться чудесным запахом пеленок. Так что уж сделай что-нибудь ГоспАди, с гордыней родителей или с тараканами в их голове, чтобы действительно вовремя обращались "если что не так".

Автор статьи врач-психиатр

От себя лично добавлю (я не специалист в данной области) я задумалась, когда прочитала.

Азбука здоровья

Комментариев нет:

Отправить комментарий